25.08.2008 | Служба новостей Росфирм

Чего мы не знаем об обязательном медицинском страховании

 
Чего мы не знаем об обязательном медицинском страховании

У каждого из нас есть полис обязательного медицинского страхования. Лишь немногие представляют в полной мере, какие права дает нам этот документ.


Если у человека появляются проблемы со здоровьем, он обращается в лечебно-профилактическое учреждение, где ему обязаны своевременно и бесплатно оказать качественную медицинскую помощь, право на получение которой дает полис обязательного медицинского страхования (ОМС).

Отсутствие полиса не может служить основанием для отказа в предоставлении экстренной медицинской помощи, независимо от того, где находится пациент.

На практике случается, что застрахованные сталкиваются с проблемой бесплатного получения медицинской помощи в ЛПУ, работающих в системе обязательного медицинского страхования, считает заместитель директора Омского филиала ООО «Росгосстрах-Медицина» Майя Овсянкина.

Только обладание полной и достоверной информацией о видах бесплатной и платной медицинской помощи может уберечь пациента от неприятных ситуаций.

«Во-первых, следует знать, что полис ОМС действителен на всей территории РФ, - говорит Майя Овсянкина, - неработающее население получает полис по месту постоянного жительства на пунктах выдачи полисов ОМС. Сотрудники организаций, зарегистрированных в Омске, получают полисы ОМС по месту работы. Если организация зарегистрирована в другом регионе России, омич все равно получает полис ОМС по месту работы, независимо от постоянного места жительства».

Кроме того, каждый сотрудник организации может ставить перед работодателем вопрос о замене страховой компании в случае некачественного обслуживания. Критерием выбора чаще всего служит то, как страховая компания относится к своим застрахованным, как быстро выдает или меняет полис, разъясняет права, отвечает на вопросы, удовлетворяет жалобы.

Если работодатель не заключает договор со страховой медицинской компанией и не выдает полис (что является нарушением закона), сотрудник организации вправе требовать от работодателя заключения договора страхования, вплоть до обращения в прокуратуру, так как работодатель ограничивает право работника на медицинскую помощь,

В случае утери страхового полиса можно обратиться лично или через работодателя в страховую компанию и в письменном виде указать обстоятельства утраты полиса. Документ будет погашен и исключен из единой информационной базы системы ОМС, а страховая компания обязана повторно выдать страховой полис.

Как рассказывает Майя Овсянкина, платные услуги - это дополнение к гарантированному объему бесплатной медицинской помощи. Поэтому требование оплатить услуги, указанные в программе государственных гарантий, - противозаконно.

Первое, что следует сделать, если услугу предлагают оплатить, - уточнить у врача, входит ли она в программу ОМС. А затем попросить врача зафиксировать в медицинской карте причину, по которой эта услуга не может быть оказана бесплатно.

Если услуга уже оплачена, то сохранение кассовых и товарных чеков (или других документов, подтверждающих оплату) обеспечит возможность в будущем обратиться в страховую компанию за защитой ваших имущественных интересов.

Но это далеко не всегда возможно сделать. Как объясняет Майя Овсянкина, если в договоре на платную услугу есть пункт, разъясняющий, что данная услуга входит в программу ОМС, и пациент может получить ее бесплатно, то он может потребовать от врача зафиксировать в договоре предлагаемую дату и условия выполнения бесплатной услуги.

Если же пациент хочет получить услугу вне очереди, то требование об оплате обоснованно, так решил Верховный суд РФ.

Прием врачом пациентов, оплативших услуги, вне очереди в рабочее время является нарушением закона. Платные медицинские услуги врачи или подразделения больницы могут оказывать только в свободное от основной работы время и только как исключение, но при этом не должна ухудшаться доступность бесплатной медицинской помощи.

Если пациент столкнулся с таким явлением, он может смело пойти к главному врачу и потребовать прекратить нарушение закона. Если отказывают - можно обратиться с вопросами в свою страховую компанию, территориальный Фонд ОМС или прокуратуру.

Еще одним видом нарушения закона является предложение заплатить за лечение или обследование по причине того, что оборудование приобретено не из средств бюджета или ОМС.

«Больница - это некоммерческая организация, и согласно закону «О некоммерческих организациях» вся ее деятельность и все оборудование, установленное в ней (независимо от источника его приобретения) должно быть направлено на выполнение, в первую очередь, главной цели - оказание бесплатной медицинской помощи», - комментирует Майя Овсянкина.

По закону пациент имеет право на выбор не только врача, но и больницы, где хотел бы лечиться. Если он полагает, что его лечат неправильно, нужно обратиться к заведующему отделением, начмеду или главному врачу в письменной форме и также в письменной форме потребовать ответа.

С жалобой на качество лечения можно обращаться в страховую компанию (телефон указан на полисе), она проведет экспертизу качества медицинской помощи и обяжет больницу предоставить вам направление на госпитализацию или консультацию в другое медицинское учреждение.

Если пациент не имеет при себе полиса, и по этой причине ему предлагают заплатить за лечение, то тем самым врачи нарушают его права. Если это произошло в дневное время, то следует обратиться к главврачу или его заместителю с жалобой. Так же можно обратиться в свою страховую компанию.

В вечернее или ночное время пациент вправе потребовать ответственного врача по больнице, уточнить его ФИО и потребовать обосновать в медицинской карте отказ. Если выяснится, что отказ в предоставлении помощи пациенту повлек ухудшение здоровья, инвалидность или смерть, то врач может быть осужден и лишен свободы, а в некоторых случаях он будет обязан выплачивать компенсацию пациенту или его родственникам.

Вернуть средства, затраченные на получение бесплатной медицинской помощи, можно. Срок исковой давности по такого рода нарушениям составляет три года от момента их совершения. До истечения этого срока у пациента есть возможность обратиться к главному врачу больницы с письменным заявлением с просьбой вернуть затраченные на лечение средства.

В случае получения отказа необходимо обращаться в свою страховую компанию, которая проведет экспертизу данного страхового случая. И если жалоба будет признана обоснованной, то больнице будет рекомендовано вернуть пациенту затраченные на лечение деньги.

Если отказ удовлетворить жалобу прозвучит повторно, страховая компания или пациент лично может обратиться в прокуратуру или суд. По решению суда ему могут быть не только возвращены затраченные деньги, но и при выявлении массовых нарушений прав пациентов приостановлено право данной больницы оказывать платные медицинские услуги населению.

С 2011 года российская система здравоохранения переходит на так называемое одноканальное финансирование - с этого года лечебные учреждения будут финансироваться только через систему обязательного медицинского страхования (ОМС).

Такое решение приняли участники совещания по развитию здравоохранения, прошедшее 14 июля в Клину под руководством президента России Дмитрия Медведева.Чиновники мотивировали свое решение тем, что после реформирования здравоохранения каждый гражданин, независимо от места проживания, сможет получать качественные медуслуги.

http://news.gorod55.ru/